Внутренний мир маленького человека – это особенное измерение, которое чрезвычайно важно для формирования личности в целом. Психологи не раз озвучивали мысли о том, что как с ребенком обращаются в детстве, какие эмоции он испытывает, так дальше этот человек и пойдет по жизни. Следовательно, от родителей, воспитателей и педагогов, зависит, каким вырастет ребенок. Будет ли он веселым, жизнерадостным, или замкнутым, угрюмым?

Как дети становятся клиентами психотерапии

Ребёнок не приходит к психологу или психотерапевту с конкретной проблемой (его вообще чаще приводят), очень редко сам просит о помощи, хотя в моей практике бывали случаи, что дети самостоятельно записывались на мои занятия. Как правило, детей приводили после какого — либо необычного события, желая убедиться в том, что ребёнка уже не беспокоят связанные с событием переживания. Такими событиями могут быть неуспешность в школе, смерть или заболевание близких, тяжёлое оскорбление, развод и т.п. Ребёнок чувствует, что что-то не так, часто в его воображении это выглядит гораздо хуже, чем в действительности. В моей большой практике приходилось работать с детьми разведенных или разводящихся родителей. Но чаще всего приходиться работать с детьми, которые не оправдывают ожидания родителей: либо нарушены познавательные процессы или имеют проблемы в поведении или учебе, либо не хотят посещать детский сад. Но, к моему сожалению, чаще родители склонны переложить свои трудности с собственным ребенком на плечи психолога.
Многие дети, пишет детский гештальт-тепапевт Млодик И., значительно здоровее многих взрослых в своей способности оставаться собой, чтобы не случилось. По мнению автора, многим практически здоровым детям нужны просто проводники на каком-то кризисном участке пути, которые будут внимательны ко всему, что происходит в жизни ребенка, к его потребностям, страхам и переживаниям. Они будут способны пребывать вместе с ребенком во всем, что составляет существо его жизни, не критикуя, не исправляя, не воспитывая. Дети, на чьем пути встречается такой человек – родственник, родитель, учитель, — как правило, не попадают к психотерапевту или психологу. Но есть моменты, когда никто из рядом живущих по каким-то причинам не в силах помочь, тогда сопровождение психотерапевта поможет пройти кризис с наименьшими потерями. [Млодик И.Ю. Чудо в детской ладошке или неруководство по детской психотерапии. СПб., 2004. С.14-15]
Позиция психолога в работе с детьми: пребывать вместе с ребенком во всем, что составляет существо его жизни, не критикуя, не исправляя, не воспитывая.

Что такое гештальт-терапия?

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Ф.Перлзом. Гештальт-терапия возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента.
«Во главу угла в Гештальте ставится то, что актуально сейчас… Гештальт не занимается поиском причин и объяснений нынешних проблем и трудностей в зависимости от прошлого опыта…(гештальт-терапевт не отвечает на ворос – ПОЧЕМУ?, это клиент итак знает. А вот вопрос ЗАЧЕМ?…..)
Гештальт-терарию называют терапией действием: она строится не только на говорении, сколько на чувствовании и прогигрывании травмирующей ситуации (встреча со свои страхом, с неприятным человеком и т.п.) Осознанное проигрывание минувших ситуаций «здесь-и-теперь» позволяет по-новому увидеть привычное…
Гештальт-терапия помогает восстановить человеку его контакт с окружающей средой. Основное внимание здесь уделяется осознаванию собственных потребностей и механизмам самоблокирования процесса их удовлетворения». [Лебедева, Иванова. 2005. С.23-25]

В чем заключается работа детского психотерапевта?

Работа детского психолога может включать в себя следующие направления:

  • Психодиагностика. Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру. На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.
  • Развивающие занятия. С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление – в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов.
  • Детская психотерапия. При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка – все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.
  • Семейное консультирование. Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.

Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.

Рубрики: Новости

Похожие записи

Новости

Как подружиться с ребенком?

Ваше чадо подрастает и все меньше общается с вами, ну а с более взрослым ребенком поговорить по душам становится все труднее – эта проблема знакома многим родителям. Но для того, чтобы быть ребенку не строгим Подробнее…

Новости

Первые признаки аутизма у ребенка

Аутизм — непростое заболевание. Для каждой мамы это страшный сон со дня появления ребенка. Эти дети сложно адаптируются к внешнему миру. У них часто нарушена речь, координация движений, мышление. Главное – как можно раньше вычислить Подробнее…

Новости

Создаем здоровую атмосферу в доме 

Прогулка с ребенком – всегда в одиночестве: чтобы малыш не подхватил от “чихающих” подруг кашель или насморк. Но стоит захлопнуть дверь квартиры, как возникает ощущение безопасности. Увы, мнимое. До тех пор, пока вы не создадите Подробнее…